В 2016 году в Киеве ввели в эксплуатацию рекордный объем новых торговых площадей

90% нoвoгo прeдлoжeния вышлo нa рынoк в тeчeниe пoслeдниx трex мeсяцeв гoдa c зaвeршeниeм знaмeнaтeльнoй рeкoнструкции ЦУМa и сo ввoдoм в эксплуaтaцию супeррeгиoнaльнoгo тoргoвoгo цeнтрa Lavina Mall

В нaчaлe 2016 гoдa на рынке торговой недвижимости Украины наметилась тенденция к восстановлению, которая сохранялась до конца года. Об этом свидетельствуют данные отчета Kyiv Retail Market Research 2016 о рынке торговой недвижимости Киева за 2016 год, подготовленного компанией CBRE в Украине.

В отчете отмечается, что оживление потребительского спроса обеспечило достаточно устойчивый рост розничного товарооборота (+6,3% г/г − Киев) на протяжении года. Однако потребители все еще сталкивались с напряженной экономической ситуацией, что препятствовало более динамичному восстановлению потребительских расходов.

Тенденция активизации спроса со стороны ритейлеров, отмеченная в первом полугодии, закрепилась: крупные ритейлеры пересмотрели осторожный подход к расширению сетей, открывая новые магазины ввиду видимых улучшений динамики товарооборота. Более того, поглощение ранее вакантных площадей в лучших торговых центрах ускорилось благодаря появлению на рынке новых международных брендов.

В 2016 на рынке дебютировало 25 новых брендов, в то время как в 2015 г. количество новых брендов составило лишь 12. В частности, fashion-ритейлер Inditex Group представил свой новый бренд женской одежды и аксессуаров Uterqüe в Киеве после того, как в течение последних лет расширение сети в Украине было приостановлено. Итальянский ритейл-оператор Calzedonia Group, который уже представлен на рынке двумя брендами (Calzedonia и Intimissimi) открыл свой первый магазин сети нижнего белья под брендом Tezenis. Среди других знаменательных событий, стоит отметить открытие первого магазина итальянского бренда одежды премиум-класса Armani Exchange, американского бренда нижнего белья Calvin Klein Underwear, швейцарского спортивного бренда Intersport, немецкого модного бренда среднего ценового сегмента Hiltl, а также французских брендов Maje и Sandro. В сегменте косметики состоялось открытие первого магазина немецкого бренда Kiehl’s и американского бренда NYX.

Стоит отметить, что по сравнению с 2015 годом, когда объем нового предложения достиг десятилетнего минимума 21,6 тыс. кв. м, рекордно высокий объем (168 тыс. кв. м) новых торговых площадей был введен в эксплуатацию в 2016 году. 90% нового предложения вышло на рынок в течение последних трех месяцев года c завершением знаменательной реконструкции ЦУМа (GLA 23,5 тыс. кв.м) и со вводом в эксплуатацию суперрегионального торгового центра Lavina Mall (GLA 127,5 тыс. кв. м). По оценкам экспертов CBRE Ukraine, общий объем предложения торговых помещений в Киеве превысил 1 млн. кв. м (+16,6% г/г).

Рост заполняемости в большинстве торговых центров Киева был еще одной позитивной тенденцией 2016 года. Однако резкий рост нового предложения в конце года в сочетании с умеренными темпами поглощения отразились на повышении среднерыночной вакантности на 5 п.п., достигнув 11% к концу 2016 г. В то же время, благодаря растущему интересу ритейлеров к наиболее качественным объектам, вакантность в лучших торговых центрах Киева сократилась примерно на 2 п.п. в течение года и колебалась на уровне 1%-3% по состоянию на конец 2016 г.

Арендные ставки в лучших торговых центрах выросли на 8% по сравнению с концом 2015 года, находясь в пределах $54- $86/кв.м/месяц. Ставки аренды в других торговых центрах оставались относительно стабильными и варьировались в пределах $25-$40/кв.м/месяц. При этом в отдельных случаях наблюдался небольшой рост арендных ставок во второстепенных объектах с выгодным расположением и высокой посещаемостью. В то время как в течение предыдущих двух лет инвестиционная активность в секторе коммерческой недвижимости была крайне низкой, 2016 год был отмечен улучшением настроений инвесторов, учитывая более благоприятные экономические условия.

Знаменательным событием для рынка торговой недвижимости стало завершение сделки по покупке ТЦ «Пирамида» (GLA 12,6 тыс. кв. м) компанией Dragon Capital Investments Limited путем приобретения 100% акций в 1849-Apollo Overseas I Limited.

«В 2017 году ожидается, что дальнейшее увеличение объемов продаж под влиянием оживления потребления послужит стимулом для более устойчивого восстановления спроса со стороны ритейлеров. Что касается нового предложения, мы прогнозируем сокращение объемов ввода новых площадей, в то время как открытие крупномасштабных проектов вероятно будет перенесено на 2018-2019 гг. В результате, ожидается, что объем нового предложения в 2017 году не превысит 59 тыс. кв. м и будет представлен четырьмя небольшими торговыми центрами, включая первый объект в формате ритейл-парка − Retail Park Pertivka (GLA 11 тыс. кв.м), девелопером которого выступает компания Immochan. В то же время, замедление темпов сдачи новых объектов является временным явлением, так как порядка 419 тыс. кв. м торговых площадей ожидается к выходу на рынок в 2018-2019 гг. Ожидается, что в течение 2017 года вакантность в лучших торговых центрах достигнет докризисного уровня 0%-2%, а количество свободных площадей в других торговых центрах будет зависеть от объема нового предложения и темпов заполнения объектов, введенных в 2016-2017 гг. При этом арендные ставки в объектах с лучшими показателями продаж, низкой вакантностью, успешной концепцией и высокой посещаемостью продемонстрируют рост на 5%-10%», − прокомментировала руководитель направления аналитики CBRE Ukraine Кира Пругло.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.