«Нaимeнee эффeктивныe прeдприятия сoкрaщaются в рaзмeрax, нo вoпрeки лoгикe «созидательного разрушения» с рынка не уходят». Им необходимо в этом помочь, чтобы повысить производительность труда.
В России, как и в других странах, производительность труда после 2008 года растет за счет небольшой группы предприятий-лидеров, но наименее эффективные компании, вопреки логике «созидательного разрушения» с рынка не уходят и не проходят через реструктуризацию, пишут аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды». Это приводит к тому, что средние темпы роста совокупной производительности факторов производства (СПФ) падают в целом по экономике.
Для повышения производительности необходимо создать условия для более быстрого ухода с рынков и реструктуризации неэффективных компаний, расширения деятельности эффективных средних и малых компаний, а также снизить барьеры для входа новых компаний на рынок, полагают аналитики ЦБ.
Динамика СПФ показывает, что уровень производительности на значительной части предприятий оказывается в 10-20 раз ниже, чем у лидеров отрасли. Наиболее эффективные предприятия увеличивают выпуск продукции и со временем занимают все большую долю рынка. Причем необязательно, что даже догоняющие предприятия смогут достичь такой же эффективности в ближайшей перспективе.
Среди мер, которые помогут неэффективным компаниям быстрее уйти с рынка, в ЦБ называют упрощение процедуры банкротства, смещение господдержки с проблемных предприятий на растущие, разработку программ переквалификации или трудоустройства сотрудников, высвобождаемых из компаний-аутсайдеров.
Кроме того, повысить конкуренцию на рынках и стимулировать эффективность можно, если снизить административные барьеры для входа на рынки новых компаний, продвижение эффективных средних и малых предприятий и привлечение прямых иностранных инвестиций.
Снижение издержек — один из путей повышения эффективности и роста производительности. Поэтому важно, чтобы государство взяло на себя часть этой задачи: сняло многие неоправданные регуляторные и административные барьеры, которые дорого обходятся российским компаниям, — резюмируют авторы обзора.