Oргaнизaтoры рaссчитывaют привлeчь в тoм числe зaрубeжныx прeтeндeнтoв, из кoтoрыx к нaчaлу фeврaля жюри прeдстoит oтoбрaть вoсьмeрыx. Им oбeщaют заплатить за работу по $60 тыс. Предъявить результат необходимо будет 15 апреля, итоги же объявят на ПМЭФ.
Взявшим бронзу прибавят $20 тыс., серебряных призеров будет ждать награда в $30 тыс., и, наконец, за первое место заплатят $50 тыс. Таким образом, общий призовой фонд составляет $580 тыс., или около 37 млн рублей. Ранее заказчик конкурса, АО «Дом.РФ» (принадлежит Росимуществу), заявлял о намерении выделить на его организацию 90 млн рублей из прибыли компании.
Не Амстердам
По словам руководителя центра антропологии КБ «Стрелка» (партнер «Дом.РФ» в подготовке техзадания) Михаила Алексеевского, также компенсируется «экспертная работа». Но платят только тем экспертам, кто глубоко погружен в процесс, а на экспертные сессии приглашают бесплатно. «Для нас важно, чтобы это был добровольный процесс, не за деньги, а направленный на общую цель», — объяснил Алексеевский. Ранее петербургский исследователь архитектуры Мария Элькина возмущалась по этому поводу: «Местным экспертам предлагается бесплатно поработать на КБ, чтобы чудо–команда записала еще один проект в свое портфолио». И призывала коллег игнорировать экспертные сессии. Качественное техзадание особенно актуально для международного конкурса. «Какое–нибудь архитектурное бюро из Амстердама, конечно, довольно плохо знает петербургскую специфику и плохо представляет, о каком месте речь», — рассудил Алексеевский.
За кулисами театра
В пятницу был обнародован состав жюри, а также помогающего ему отбирать конкурсные предложения и результаты экспертных обсуждений экспертного совета. В совет вошло 13 человек. Один из членов совета, историк архитектуры Маргарита Штиглиц, сказала «ДП», что ее участие предварительно обсуждалось, но пока она не понимает, будет ли оплачиваться работа в совете и как (впрочем, эксперт говорит, что для нее это не главное). В жюри будет 14 членов. Среди них есть люди, хорошо знающие это место: главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев (проектировал Театр Эйфмана в составе «Набережной Европы»), российско–германский архитектор Сергей Чобан (проектировал здание для того же театра уже в составе Судебного квартала). Лагерь градозащитников представляют историк архитектуры Борис Кириков и помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин.
В жюри есть известные ландшафтные архитекторы. Например, француз Патрик Блан (он превращает фасады зданий в сады, добиваясь впечатления, что кусты и травы растут перпендикулярно стене, как если бы обычный сад поставили вертикально) и его американский коллега Кен Смит (самый известный проект которого, сад на крыше Музея современного искусства в Нью–Йорке, напротив, визуально приближает сад к стене благодаря использованию искусственных материалов, таких как переработанная резиновая крошка).
Главное — подземка
В пятницу обнародовали «предварительную программу» конкурса, среди требований которой «минимальная доля озеленения — 70%» и создание новой набережной. «Детальное техническое задание на разработку ландшафтно–архитектурной концепции» получат только восемь финалистов первого этапа. Ранее гендиректор «Стрелки» Денис Леонтьев обещал, что «все параметры ТЗ будут в открытом доступе и их может прокомментировать любой человек». Главные критерии оценки обозначил Владимир Григорьев: это соответствие концепций запросам жителей, полнота использования подземного пространства и оригинальность идеи.
Подробнее об объекте — Арт-парк