Как строили Привокзальный район в Луцке

Луцк — oдин из дрeвнeйшиx гoрoдoв Зaпaднoй Укрaины. Пeрвoe письмeннoe упoминaниe o нeм дaтируeтся 1085 гoдoм. A нa мeстe, гдe сeйчaс прoлeгaют улицы Ивaнa Фрaнкo, Нaбeрeжнaя и Ярoвицa, былo сeлo. Oнo тaк и нaзывaлoсь — Ярoвицa. Имeннo, вoкруг этoгo мeстa прoисxoдилo мнoгo интeрeсныx сoбытий, в рeзультaтe кoтoрыx вoзник сoврeмeнный Привoкзaльный рaйoн гoрoдa.
 
 

Первый железнодорожный вокзал в Луцке появился в 1890 году. Он находился на современной Стрелецкой улице. А в 1897 напротив вокзала на пожертвования военнослужащих второй бригады 11-й пехотной дивизии был заложен полковой храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно, поэтому храм еще называли бригадной церковью. Теперь, это церковь святого великомученика Георгия Победоносца.

Территорию село Яровица официально присоединили к Луцку в 1910 году. В 1914 году в Луцке появился первый военный аэродром. Его штаб находился там, где сейчас девятиэтажный дом №3 по улице Арцеулова, и был отделен от казармы (современный Волынский областной лицей с усиленной военно-физической подготовкой), садом. Сам аэродром находился там, где сейчас Волынская областная больница и родильный дом.

С мая 1919 по сентябрь 1939, кроме кратковременного периода с августа по сентябрь 1920 года, когда в Луцке установили советскую власть во время советско-польской войны, Луцк находился под властью Польши. В 1933 году был построено стадион, который до 1939 года носил имя тогдашнего лидера Второй Речи Посполитой Юзефа Пилсудского. Теперь, на этом месте находится стадион «Авангард».

Как строили Привокзальный район в СССР

Территория между стадионом и товарной железнодорожной станцией Луцк (теперь железнодорожный вокзал) до конца 1950-х годов пустовала. В 1950 году здесь торжественно открыли областную выставку достижений народного хозяйства. Вход на выставку находился напротив школы №5 (современный проспект Победы). Сейчас, здесь находится единственная сохранившаяся постройка «Луцкой ВДНХ», автором которой является известный архитектор Ростислав Метельницкий. На территории между современными проспектами Грушевского и Победы находилось 2-3 десятка павильонов с несколькими центральными аллеями. Перед главным павильон стоял памятник Ленину. Выставки проводились примерно до 1957 года.

Административное здание выставки в 1957 году

16 января 1954, в соответствии с решением Луцкого горисполкома были изменены польские названия улиц: Летную назвали – Артема, улицу Кавалерии — в честь писателя Александра Грибоедова, Военная стала улицей 8 Марта, а улица Артиллерии — улицей Парижской Коммуны.

На улице Артема (теперь — проспект Победы) уже в середине 1950-х активно велось строительство. 9 февраля 1954 было принято решение горисполкома о закреплении участка под строительство завода алюминиевой посуды, а в 1958 году выделили земельный участок под строительство одноэтажного общежития по адресу Артема, 26. 20 марта 1959 утвердили сводный сметно-финансовый расчет на продолжение строительства улицы Артема до вокзала.

Впервые, улица Вокзальная упоминается в решении Луцкого горисполкома от 20 августа 1958 года. Тогда, запланировали построить дорогу от железнодорожного вокзала до улицы Красной Армии (теперь, это улицы Винниченко и Стрелецкая). Одновременно, планировалось реконструировать стадион «Авангард» и провести троллейбусную трассу «Кольцо — Вокзал – Красное». В документах городской власти за 1958 год присутствует названия Вокзальная и Привокзальная улицы. Похоже, что это разные названия одной улицы. Теперь, это проспект Грушевского.

Старое здание луцкого железнодорожного вокзала построили в 1959 году, как утверждают некоторые источники.

Решением горисполкома от 17 октября 1958 выделили земельный участок 1500 кв. м под строительство 24-х квартирного 3-х этажного дома на улице Привокзальной для работников Луцкой электростанции. Позже, в марте в 1959 году, этот участок был передан Луцкгоркоммунхозу. Возможно, это — первый дом (№ 4, возле стадиона) на современном проспекте Грушевского.

Из доклада VII сессии городского совета «О мерах по благоустройству и санитарному состоянию города в 1958 году» можно узнать, что тогда было частично проведено замощение улицы Артема и построена летняя эстрада на стадионе «Авангард». 

В июне 1959 года горисполком дал разрешение на строительство городской больницы (теперь, это Волынская областная больница). В течение июня-июля этого же года был выделен участок на строительство шести 4-х этажных домов на Привокзальной и 4-этажного 36-квартирного дома на Артема.

В 1959-1961 годах построили дорогу от вокзала до улицы Красной Армии (теперь, это улицы Винниченко и Стрелецкая). Улицу оформили, как бульвар с пешеходной частью посередине, вдоль которой росли каштаны, и проезжей частью по обеим сторонам. Широкая проезжая часть появилась в начале 1980-х годов. 

26 декабря 1959 принято в эксплуатацию 2 двухквартирных дома по улице Кузнецова (теперь генерала Шухевича) и 8 квартирный дом по улицы 5 февраля (ныне Ивана Огиенко).

В соответствии с планом капитальных работ по жилищному строительству на 1960, было запланировано строительство пяти домов по улице Привокзальной (132-х комнатного, трех 48-квартирных и 24-х квартирного).

12 декабря 1960 были приняты в эксплуатацию 48-квартирные дома №4 и №6 на Привокзальной. Также, выделен участок для строительства детского сада на 100 мест.

В середине 1950-х годов военный аэродром был переведен на Вышков. Высвободилась значительная территория. В архивных документах конца 1950-начала 1960-х годов район, где теперь улицы Гулак-Артемовского и Привокзальная (до 1991 года — Ленинградская), называют кварталами 164 и 164а Привокзального района. Первые дома в этом районе строили для офицеров советской армии, проходившие службу в авиационных и ракетных частях.

В плане капитальных работ по жилищному строительству горисполкома на 1961 (2 февраля 1961) — 8 домов по улице Привокзальной (квартал 164а) и квартальная котельная квартала 164а. Это дома, которые находятся вдоль современной улицы Гулак-Артемовского. И котельная рядом, возле областной больницы.

На 1962 было запланировано начать строительство 6 крупнопанельных 48-квартирных жилых домов в квартале 64 (это современный проспект Грушевского).

К 1 июля 1962 был запланирован проект освещения улицы Привокзальной. 23 апреля 1962 улицу Привокзальную переименовали в проспект «Правды».

Проспект в начале 1960-х

К тому, времени в Привокзальном районе проживало более 5000 жителей. Городская власть много делала для улучшения культурно-бытовых потребностей людей. Так, в 1962 году было принято решение об открытии в 132-комнатном доме №2 квартала 164а (теперь, это дом на улице Привокзальной, 13а) библиотеки, книжного магазина, почтового отделения, парикмахерские, филиала детской поликлиники и молочной кухни. Кроме того, решили в этом доме оборудовать и открыть домовую кухню на 40 посадочных мест.

Как было отмечено в решении горисполкома от 27 мая 1963, в Привокзальном районе совсем отсутствуют какие-либо предприятия бытового обслуживания населения. На основании этого решения, по улице Ленинградской (теперь Привокзальная) в помещении гостиницы открыли мастерскую по индивидуальному пошиву и ремонту одежды.

В 1963 году станцию железнодорожного вокзала Луцк-город и расположенную рядом грузовую станцию Луцк-Восточный объединили под названием «Луцк».

В 1964 году открыли новое здание Луцкой городской больницы (ныне Волынская областная больница)

В декабре 1966 года был принят в эксплуатацию родильный дом на 100 коек вместе с женской консультации на улице Гулака-Артемовского. В следующем году мощность заведения выросла до 150 коек.

В 1966-1967 годах велось строительство закрытого плавательного бассейна за счет фондов машиностроительного, приборостроительного, электроаппаратный завод, мясной фирмы «Волынь» и других предприятий. Бассейн был сдан в эксплуатацию в июле 1967 года.

В конце 1960-х годов в начале проспекта «Правды» появился крупнейший на то время в Луцке широкоформатный кинотеатр «Луч». Над проектом работали несколько авторов, среди них — Василий Маловиця и Ростислав Метельницкий.

12 июля 1974 на части улицы Советской, граничащей с проспектом «Правды» и улицей Гулак-Артемовского, создали новую улицу. Ее назвали в честь русского изобретателя Александра Лодыгина. Впоследствии, на этой улице появились пяти- и девятиэтажных дома. После провозглашения независимости Украины улица получила имя выдающегося украинского политического деятеля Евгения Коновальца. Улицу переименовали 1991 одновременно с улицами Ленина и Артема. Хотя, честно говоря, изобретатель Лодыгин никакого отношения к советской власти не имел, революцию 1917 года не принял и эмигрировал в США в этом же году. 

Новые дома на проспекте «Правды», Ленинградской, Гулак-Артемовского появились в начале 1980-х годов. Самый известный из них — за номером 1 проспекту Грушевского — длинная девятиэтажка, известная еще, как «китайская стена» напротив «Луча». Второй девятиэтажный дом на проспекте Грушевского находится у современного вокзала.

После провозглашения независимости Украины проспект «Правды» стал проспектом Президента Грушевского, улица Артема — проспектом Победы, улица Ленинградская — Привокзальной. Улица Кузнецова получила имя командующего УПА генерала Романа Шухевича. В 2014 году часть проспекта Победы от улицы Винниченко получила имя Героя Небесной Сотни Василия Моисея.

Что касается строек времен независимости, в Привокзальном районе можно назвать новое здание железнодорожного вокзала (2012 год) и развлекательный комплекс «Луч», построенный в 2017 года. Кроме этого, появился микрорайон на улице Арцеулова, построили ряд домов на проспектах Грушевского и Победы, улицах Коновальца и Огиенко.

В настоящее время Привокзальный район, является одним из лучших районов города. Знакомство с Луцком у многих гостей начинается именно здесь, вблизи вокзала. Привокзальный район является визитной карточкой города.

Прим. ред. — Это — только краткое изложение впечатляющего и подробного и впечатляющего списка того, что и как строили в Привокзальном районе Луцка — жилые дома, предприятия бытового обслуживания, школы роддома и т.п. (см – источник).

Чем можно похвастаться, какими серьезными постройками последних 25 лет? Новый вокзал и развлекательный комплекс на основе старого кинотеатра? И это все достижения местных властей? 

Сергей Ефимов

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.