Фoтo: rett Davis
«Пoмидoрнaя вoйнa» мeжду Рoссиeй и Турциeй, вoзникнув в рeзультaтe гeoпoлитичeскoгo кoнфликтa и удaрив пo экoнoмичeским интeрeсaм Анкары, должна была стать мощным толчком для развития нашей сельскохозяйственной отрасли. Россия — все-таки аграрная страна, а овощами в зимний период себя не обеспечивала. Из других стран к нам поставлялось около 1 млн тонн томатов ежегодно, при этом Турция была основным экспортером. В отсутствие турецких помидоров с 2015 года у российских производителей появился простор для развития. Тут, конечно, помогли государственные инвестиции, и в результате в 2017‑м в нашей стране выросло 190 тыс. тонн томатов (по состоянию на октябрь), что на 28% больше, чем в прошлом году. Правда, эти овощи к середине осени население, скорее всего, потребит. И тогда на повестку дня встает вопрос, что мы будем есть в зимний период. Вот тут-то и пригодятся турецкие поставки.
Если же говорить о более длительных перспективах, то министр сельского хозяйства Александр Ткачев докладывал президенту Владимиру Путину, что пройдет каких-то 4–5 лет — и Россия сможет полностью закрыть дефицит томатов, в том числе и в межсезонье. Для этого строится 50 тепличных комплексов, а пока нехватку замещают поставками из других стран, с которыми российское правительство не успело поссориться: Азербайджана, Узбекистана, Китая, Израиля.
Отметим, томаты были не единственной продуктовой позицией, попавшей под эмбарго. В сентябре Россия уже разрешила ввоз салата, перца, кабачков и тыкв из Турции, а с 31 октября из-под ограничений вышли баклажаны и гранаты. Помидоры в этом ряду оставались последним «камнем преткновения». Судя по всему, Россия решила забыть все прежние обиды и поступательно идет навстречу интересам Турции, которая от торговой войны с РФ потеряла не менее $2 млрд.
Правда, по-другому наши власти поступить и не могли, ведь в руках Анкары имеется мощный рычаг воздействия, имя ему — газопровод «Турецкий поток». Из-за трений между правительствами двух стран строительство трубопровода, ведущего газ из России в Европу в обход Украины, было приостановлено. Компромисса удалось достичь лишь после нормализации торговых отношений. Не случайно в последнее время «овощные» вопросы все чаще решает российский министр энергетики Александр Новак (в роли главного переговорщика с Анкарой), хотя сельскохозяйственная отрасль совсем не входит в область его профессиональных интересов.
Впрочем, некоторые эксперты призывают отделять «мух от котлет» и не связывать отмену «помидорного вето» с преодолением разногласий по «Турецкому потоку». «Сейчас скорее Турция может шантажировать Россию и препятствовать строительству газового хаба, из-за того что возводится он на дне Черного моря с нарушениями, без утверждения отчета Турции о воздействии на окружающую среду, на авось, как говорится», — подчеркнул в беседе с «МК» партнер консалтинговой компании RusEnergу Михаил Крутихин.
Вместе с тем считается, что аграрный бизнес Турции сильно давит на правительство страны в решении различных торгово-экономических вопросов. И у Анкары в рукаве остаются и другие козыри: Россия поставляет в страну большие объемы зерна, подсолнечного масла, круп и совсем не желает терять такой крупный рынок сбыта. Турция же при желании может затруднить российский экспорт, как уже делала это ранее, обложив пошлиной поставки отечественного зерна.