фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Сeйчaс кoтирoвки рoссийскoй вaлюты прoдoлжaют дeржaться в прeдeлax 60 рублeй зa дoллaр. Случaются прoвaлы до 61-62 рублей, но они тут же оборачиваются коррекцией к 59 рублям и ниже.
С одной стороны, эта динамика оправдана. Нестабильность нефтяных цен, которые лихорадит примерно таким же образом, как и рубль, (буквально за несколько дней они способны как провалиться ниже $45, так и подняться выше $55 за баррель), не внушает доверия биржевым игрокам. Нерадостные новости следуют из США, которые грозят не только продлить, но и расширить санкционные претензии к нашей стране.
В связи с этим, инвесторы постепенно начитают разочаровываться в рубле, как в средстве повышения накоплений. Так, американская корпорация Goldman Sachs рекомендовала своим клиентам зафиксировать прибыль по спекулятивным сделкам с российским рублем и даже вывести средства из этого актива.
Напомним, что всего лишь восемь месяцев назад Goldman Sachs, консультируя инвесторов, наоборот, давала им советы по покупке валюты таких развивающихся стран, как Бразилия, Индия, ЮАР, Южная Корея, Сингапур и Россия. Выгода от этих спекуляций приносила реальную и сиюминутную прибыль: по некоторым позициям только за последние полгода котировки поднимались на 30-35%.
Для рубля прошлый год также оказался вполне успешным — его средний курс по отношению к доллару и евро вырос примерно на 25%, что в условиях всеобщего финансового кризиса оказалось неплохим результатом. Вкладывать средства в наши дензнаки в такой ситуации воротилам международного финансового рынке было удобно и рентабельно.
Однако с начала этого года российская валюта продолжает находиться в районе к 60 рублей за доллар. Как отмечает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, международные инвесторы полагают, что на рынке появились более интересные и привлекательные инструменты. «Речь идет о мексиканском песо и турецкой лире, которые стали гораздо выгодней благодаря высоким внутренним банковским ставкам и замедлению инфляции в этих странах. Также есть потенциал роста у перуанского сола, польского злотого, чешской кроны и тайского бата», — обращает внимание эксперт.
Кроме того, по его мнению, позиция большинства ведомств экономического блока правительства России сводится к планомерному снижению курса рубля. О чрезмерно завышенном курсе российской валюты говорили глава Минфина Антон Силуанов и руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин. Аналогичные настроения проявляли и в Минпромторге, и в Минсельхозе. Позиция чиновников вполне понятна. Катить рубль вниз для них вполне приемлемо — растущая валютная выручка от экспорта тех же энергоресурсов обеспечит наполнение бюджета дополнительными деньгами.
Вот только для населения в целом, и для рубля в частности это может оказаться не самым благоприятным исходом. «Ослабление рубля — самый быстрый и надежный способ пополнить казну. Президентские выборы становятся одним из факторов, говорящих в пользу такого исхода. Ослабление рубля до конца года будут «подогревать» следующие факторы: выплаты по внешним долгам, нестабильная военно-политическая ситуация на Востоке Украины и дальнейшая санкционная война с Западом», — отмечает Разуваев.
Как полагает аналитик, несмотря на отечественные международные резервы в размере более чем $400 млрд, Банк России вряд ли будет вмешиваться в валютные торги. Даже в случаях, когда курс рубля будет стремительно проваливаться к доллару. «В рамках негативного сценария курс доллара может вырасти уже в ближайшие недели до 65 рублей, а к концу лета — до 70 рублей. Препятствовать этому не будут ни отечественные чиновники, ни иностранные инвесторы», — отмечает эксперт.